Окончание. Начало в №3.
Исследователи казачества оставляют вне внимания важнейший круг вопросов, касающихся разных периодов становления украинского казачества. Возникло ли оно из украинского населения лишь как повторение тюркского казачества, или же стало результатом последовательного вливания тюркитов в ареал деятельности украинцев, или же возникло из среды двуязычного тюркско-украинского этнического коллектива на просторах Гуляй-поля?
Ни с чем не схожие обычаи и мораль Запорожья формировались мало-помалу и, по мнению ряда историков, своими корнями уходили вглубь веков. Сегодня в качестве реального факта рассматривается возможность пребывания тюркского казачества в причерноморских степях. Интересна характеристика института тюркского казачества, приведенная В. Бартольдом в «Энциклопедии ислама» (1927 г.): «Начиная с XV в., тюрки и монголы называли казаком личность, которая с политической целью отделилась от своего государства и самостоятельно или же с соплеменниками искала путей овладения территориями. К известнейшим казакам в исламских регионах относили Тимюр-бека и узбека Шайбани-хана (1500-1510 гг.) с соратниками, политической целью которых было изменение существующего порядка».
Сегодня не вызывает сомнения, что и регламентация жизни, боя, как и многие моральные нормы, не возникли внезапно – они являлись следствием многовековой практики государственного строительства в разные эпохи, в различных культурных системах. При этом организационной структуры, подобной Запорожской Сечи, наследники тюрков не имели. Подобный организм мог развиться только в недрах украинского общества.
Таким образом, базой украинского казачества, сохранившего опыт государственного строительства в период после распада Киевской Руси и до возникновения Гетманщины, были представители различных этнических сообществ. При этом, собственно, прообраз будущей государственности относится к модели общественно-политических отношений, составленной опытом украинского казачества. Идеологической основой в этом были постулаты христианства, а структурными реалиями – государственные конструкции малых державных форм, в том числе рыцарско-орденских.
В XVII-XVIII столетиях украинцы приложили чрезвычайные усилия, героизм и самопожертвование ради становления и развития своего государства. Несмотря ни на что, оно просуществовало 116 лет, с 1648 до 1764 гг. Это была казацкая эпоха, один из наиболее ярких периодов украинской истории.
Выделяют следующие этапы исторического пути:
1. Формирование элиты строителей государства в недрах казачества Украины.
2. Национально-освободительные восстания от С.Наливайко до Б.Хмельницкого.
Здесь проявляются 2 основные тенденции. Первая: часть элиты казачества , соединившись с определенными представителями польской шляхты, выступили с идеей формирования автономного казацкого государства в рамках Речи Посполитой – польской державы. (П.Сагайдачный, М.Дорошенко).
Вторая: полное отделение от всех государственных связей, создание независимого украинско-казацкого государства.
3.Восстание Богдана Хмельницкого, или Освободительная война. Этот период заканчивается уже при Иване Выговском (принятие Гадячского трактата. Заканчивается этот период падением Выговского (1659).
4.Руина. Она начинается при Юрии Хмельницком расколом Украины на 2 гетманства и завершается падением Чигирина в 1678 годы.
5.Стабилизация Казацкого государства на Левобережье. На Правобережье производятся попытки восстановить казачье управление. Этот период И.Самойловича, И. Мазепы длился на Левобережье до 1700 года, на Правобережье – до 1702 года (разгром восстания С. Палия).
6.1702-1724 гг. – последовательная ликвидация казачьей автономии Петром І, восстания И. Мазепы, П. Орлика, «тихий бунт» И. Скоропадского, «бумажная война» Павла Полуботка.
Этот период заполнен трагическими кончинами наиболее выдающихся деятелей Гетманщины как следствие жесточайших репрессий со стороны Российской державы.
7.Даниил Апостол (1727) – К. Разумовский (1764), на Правобережье до 1768 – взрыв Колиивщины. В этот период произошел переход Запорожской Сечи под царский протекторат.
8.Ликвидационный период (1765-1768), на Западе Украине – до середины XVII ст.
Данная периодизация, составленная выдающимися украинскими историками, в наибольшей степени отражает тот драматический импульс украинского исторического процесса, в центре которого находится борьба за национальную державу, за казачье государственное строительство.
«Дело прочно, когда под ним струится кровь».
Казачество Украины отдало украинскому государству века своего развития, лучших людей, воинов и ученых, просветителей и государственных деятелей.